Уважаемые коллеги, друзья!
Форум сайта tetrod.ru "Создай своё радио!" переехал на новую платформу и доступен по ссылке forum.tetrod.ru
Надеемся, что наше общение будет более удобным.
Старые сообщения будут доступны здесь для чтения.
Благодарен, очень, многоуважаемому Сергею Комарову за столь замечательный цикл статей о целом направлении в конструировании ламповых унч. Вдохновившись прочтением их собрал, ещё в 2009 году, макет усилителя на 6Ф5П. Фотографии посмотреть можно по ссылке прилагаемой https://drive.google.com/folderview?id=0B_5HbCuwIhAaUFFlOEVzbTVyTVE&usp=sharing Строго не судите, плиззз, за реализацию не традиционно ламповую, т.е. на платах печатных. Послушав данный усилитель стало ясно что использование стандартных трансформаторов весьма перспективно в разрезе звуковоспроизведения высококачественного. В качестве источника сигнала использовался CD проигрыватель DENON 485, акустические системы B&W 602. “Приборные” измерения показали полное соответствие заявленным автором техническим характеристикам.
В дальнейшем на входе унч был установлен регулятор громкости сопротивлением 50кОм и он был прослушан в сочетании с различными источниками сигнала и акустическими системами. С кассетными магнитофонами Technics-575, Вега-122, Орель-101. С CD проигрывателем Marantz CD17. С акустическими системами Кливер 150 АС-009, Амфитон 25АС-027, Radiotehnika S-90B, Гармония 70М, ТОМ 1201, Davis Acoustics. Да и много всего прочего. В большинстве случав, за исключением прослушивания совместно с французской акустикой, ощущалась потребность в регуляторе тембра ВЧ. Это вполне соответствовало результатам полученным при снятии АЧХ усилителя. При включении в тракт предварительного усилителя Radiotehnika УП-001 оказалось достаточно, в большинстве случаев, подъёма “Тембра ВЧ” в пределах 4-6 дБ. В последующем усилитель был подарен товарищу и по сей день исправно работает на акустику BBK Musician 2F, совместно с предварительным усилителем Эстония-010.
Проанализировав результаты и пожелания полученные при эксплуатации “пробного ” усилителя был собран следующий вариант его реализации. В качестве выходных были использованы трансформаторы стержневой конструкции (тан-69), сразу же был установлен регулятор громкости с логарифмической характеристикой, добавлен селектор на два входа и, по многочисленным пожеланиям слушателей, был применён кенотронный выпрямитель с лампой 5ц9с. То что получилось можно посмотреть по прилагаемой ссылке https://drive.google.com/folderview?id=0B_5HbCuwIhAaSnhoN2JEMm9KNWs&usp=sharing О полученных характеристиках и результатах прослушиваний в ближайшее время написать обещаюсь ))
В выходном трансформаторе часть анодных обмоток добавлена к первичной, измеренная Laa выходных трансформаторов получилась 67,7Гн и 67,9Гн в одном и другом канале соответственно. Выпрямитель собран по мостовой схеме, два диода кенотрона и два отдельных диода Шоттки. Все электролитические конденсаторы зашунтированы металло-бумажными. Резисторы импортные и отечественного производства мощностью 1-2 Вт. Усилитель собран на четырёх печатных платах, двухсторонних с металлизацией. Плата самого усилителя (два канала), плата сетевого фильтра и анодного фильтра с выпрямителем, плата анодных конденсаторов, плата выпрямителя лампового. В блоке питания использованы два трансформатора -анодный ТА-90 -накальный ТН-56 (в варианте без кенотронного выпрямителя ТН-46) Монтаж выполнен проводом МГШВ. Выходная мощность чуть больше 10,7 ватт (на кенотроне потерялось напряжение анодное). Полоса пропускания при выходной мощности 10 ватт получилась 30-38000 Гц при неравномерности до 3дБ, практически идентичная в обоих каналах. Завалы на краях и равномерный прогиб в вышеуказанных пределах в диапазоне 8000-13500 Гц, последний обусловлен, видимо, стержневой конструкцией трансформатора выходного.
О прослушивании варианта 2, впечатления и заметки.
Вариант 2 был собран в 2010 году, как демо-модель, т.е. чтобы было видно что внутри и никаких секретов )). И что только за это время с ним не слушали )) При первом же прослушивании качество звука не только порадовало но и даже несколько удивило, хотя морально и были настроены на это т.к. реальные характеристики были уже известны. Прослушивание проводилось в комнате площадью примерно 40 м квадратных, с плотными обоями на стенах, шторы на окнах и дверях, а также ковры и мягкая мебель присутствовали. Акустические системы были установлены на тумбах высотой около 60 см расположенными на расстоянии около 0,5 м от задней и боковых стен. Комплект оборудования был следующий: CD проигрыватель DENON 485. Кассетный магнитофон AKAI GX-69. Акустические системы B&W 602, Wharfedale Vardus 400. Сразу же стало ясно что потребность в регулировке тембра отсутствует совершенно, слушать хотелось разного и много. В процессе обмена впечатления усилитель подробно осмотрели несколько раз и были высказаны мысли о том что –“если бы сам не видел что в качестве выходных стоят “зелёные” трансформаторы, никогда бы не поверил”, профессиональные музыканты среди слушателей были )). При последующих “слушаниях” мнение это подтверждалось только. Из нетипичных акустических систем к усилителю подключали : самодельные двух полосные 4А32+10ГИ1, самодельные широкополосные на базе динамика B200 фирмы Visaton. В общем усилитель, как минимум, оправдал все возлагаемые на него ожидания, работает до сих пор и радует слушателей )) Кстати, в случае этих двух усилителей вариант ТАНами получился более удачным чем с ТНами, как на слух так и по результатам измерений. В ближайшее время планируется послушать с ним проигрыватель Tascam CD-355.
Ввиду того что планируемое прослушивание не состоялось ещё на суд читателей представляю задумку по усилителю на 6п14п с трансформатором выходным дифференциальном.
Усилитель на 6п14п, пояснительно-справочная записка.
1. Ожидаемая выходная мощность 70 Вт на 6 Ом. 2. Полоса пропускания 22-48000 Гц, при неравномерности не более 3 дБ. 3. Выходной каскад на 5-ти параллельных , в плечо, лампах. 4. Входной каскад на двойном триоде 6н2п. 5. Между входным и выходным каскадом установить катодный повторитель, или второй усилительный каскад, лампу второго каскада выбираем из следующих: 6н1п, 6н3п или 6н6п. 6. Анодное напряжение питания выходного каскада устанавливаем равным 315-325 В. 7. Анодный ток берём из расчёта 50мА на лампу, т.е. на два канала усилителя не менее 1А, т.е 0,5А на один канал. 8. Для обеспечения анодного питания устанавливается два трансформатора ТА-262. 9. Смещение ламп выходного каскада –автоматическое , скорее всего с конденсатором. 10. Выпрямитель будет полупроводниковый мостовой, с шунтирующими конденсаторами, отдельный выпрямитель на каждый канал. Дополнительно рассматривается вариант выпрямителя на ГГ-5, в случае его использования схема выпрямителя будет со средней точкой и общей для обоих каналов. 11. Последовательно с первой сеткой выходной лампы установлен резистор 1-3 кОм, 0,5 Вт, у каждой лампы. Номинал уточняется. 12. Ток накала лампы 6п14п = 700-820мА, условно ориентируемся на 800мА, загрузку накальных обмоток по мощности берём не более 0,8. Итого 20 лам 6п14п по накалу потребляют 16А, а трансформатор должен обеспечить ток накала для них не менее 20А, можно суммарно по нескольким обмоткам. 13. В качестве накального выбираем трансформатор ТН-60 или ТН-61. В случае применения в выпрямителе газонаполненных выпрямителей потребуется ещё один такой трансформатор. 14. Выходной трансформатор каждого канала собирается из двух дифференциально включённых трансформаторов ТПП-323.
Макет усилителя на 6н13с сделан был вечерами зимними году в 2007, статьи Сергея Комарова несомненной тому причиной были. Сделан он был из того что под руками было, просто захотелось послушать лампы. Фотки прилагаются: https://drive.google.com/folderview?id=0B_5HbCuwIhAaQWhuMmEzVTN5X2M&usp=sharing В качестве выходного и накального использовались одинаковые трансформаторы тпп-294, в качестве анодного какой-то та. Входная лампа 6н9с, кенотроны пробовал и 5ц4с, и 5ц3с. Усиления двух каскадов из триодов было явно мало, мощности было всего лишь чуть более ватта)). Качество звука понравилось весьма потому и решил усилитель сделать в законченном виде.
Выходные трансформаторы ТПП-294, вторичные обмотки используются полностью. Накальный трансформатор тоже ТПП-294, две обмотки по 5в используются для накала кенотронов, остальные для накала лам одного и другого канала по отдельности. Анодный трансформатор стержневой ТА, не помню уже какой. После кенотронов установлены бумажные конденсаторы по 10мкф, после них дроссель д65 (условная индуктивность конечно) и затем электролиты по 1000мкф зашунтированные конденсаторами к73-16, питание на входные лампы подаётся через дополнительные RC-фильтры, 3к3/220мкф. За основу финального варианта усилителя была взята схема из журнала РАДИО номер 10 за 1956год. Входные пентоды 6ж8, кстати, установленные в усилителе образцы выпуска 1959 года. Обратная связь получилась существенно меньшей, чем в оригинальной схеме, из-за применения триодов в выходном каскаде. Выходная мощность примерно 5,5Вт на канал. Полоса пропускания, по минус 3дБ, 17-78000 Гц. Усилитель замечательно пропускает “прямоугольник” с выхода калибратора осциллографа, без сколов, выбросов и переходных процессов. Со временем выгорел индикатор (потерял зелёный окрас) 6е5с. Работоспособен по сей день, заметной деградации ламп и ухода их режимов не наблюдается.
О составных частях усилителя на 6ф5п напишу в ближайшее время.
Фотографии каждой платы в отдельности выложу в ближайшее время.
На сегодняшний день в такой реализации собрано несколько образцов усилителя и ещё несколько собирается (в частности вариант из двух моноблоков с суммированием мощности на выходных трансформаторах и с балансными входами), проблем с повторяемостью нет вообще. Критичности схемы к используемым компонентам тоже не отмечено (правда и никакого Г не ставил).
И добрый вечер многоуважаемые читатели и просто посетители. На днях, таки, состоялось прослушивание, с использованием, в качестве источника сигнала, CD проигрывателя TASCAM 355. Слушался уже знакомый Вам усилитель на 6ф5п (вариант со стержневым трансформатором). Как и ранее усилитель показал себя совершенно достойно и в очередной раз оправдал ожидания. К проигрывателю претензий тоже нет, но и преимуществ перед ранее использованным CD DENON 485 отмечено тоже не было. Быть может потому что в TASCAM использовался обычный выход, а не дифференциальный. Но усилитель с дифф. входом ещё не готов )). В любом случае подтвердилась закономерность не критичности усилителя к применяемой акустике и источникам сигнала.
Несколько лет тому назад я сделал себе усилитель по схеме Сергея Комарова на 6ф5п. Хочу сказать, что проблему балансного/небалансного входа я решил установив в качестве входного разъема стерео-гнездо под джек 6,5 мм.
Если в гнездо вставлен моно-джек, то он замыкает один из конденсаторов входного каскада на землю. В результате имеем небалансный вход.
Если вставить стерео-джек, то вход автоматически становится балансным.
Такая схема применяется в микшерских пультах.
P.S. Со временем я заменил выходные трансформаторы ТН36 на нормальные звуковые. Стало гораздо лучше. В плане полосы пропускания, неравномерности АЧХ и КНИ.