Уважаемые коллеги, друзья!
Форум сайта tetrod.ru "Создай своё радио!" переехал на новую платформу и доступен по ссылке forum.tetrod.ru
Надеемся, что наше общение будет более удобным.
Старые сообщения будут доступны здесь для чтения.
На днях намотал себе силовой трансформатор следующих параметров: железо ШЛ20х25 4,6 см. кв.. расчётная мощность 35 Вт (габаритная по сердечнику 50 Вт) обмотки: 220 В 1470 вит ПЭЛ-2 0,27 2х360 В 2х2750 вит. ПЭЛ-2 0,15 2х6,3 В 2х 47 вит. ПЭЛ-2 0,8 Расчёт вёл не по формулам в статье Сергея Комарова, а по приведённым в Радио №4 1981 г. в справочном листке по магнитопроводам ШЛ, ШЛМ. Числа витков, кстати, получаются меньше на 20 %, нежели из формул помянутой статьи. Вопросы: 1. Наблюдал довольно интересную картину - тяну струбцинами сердечник, ток холостого хода сначала убывает, потом возрастает. Это нормально? 2. Прошу собрать как-нибудь воедино данные о том, каков вообще нормальный ток холостого хода для трансформаторов разной мощности, выполненных на разных сердечниках (ленточных и обычных вырубных). Потому что формулировка "чем меньше, тем лучше" хороша для теоретиков и плоха для практиков. Соревноваться с приведённым в статье примером (7 мА при 530 Вт) трудно, ибо там неразъёмный тор без стыков и зазоров. 3. В моём трансике этот самый ток х. х. получается 34 мА, чего явно многовато. Как его уменьшать?
GLC, не думайте, что я после драки кулаками машу, просто уведомление в почту не пришло. Вы сами считали и мотали трансы? Если да, скажите, какие токи х.х. у вас получались. Если нет, ваш ответ лишён смысла и суть никому не нужный флуд.
Не думайте, что есть однозначное решение задачи рассчёта. Трансформатор-штука сложная. Его эквивалентная схема состоит из нескольких элементов, число которых зависит от совести (квалификации) разработчика. Ты сам написал-витков на 20% меньше. Индукция в сердечнике получается больше, материал входит в насыщение, получается гистерезис. Требуется энергия для перемагничивания сердечника, отсюда большой ток ХХ. Кстати, в каком направлении сердечник тянул ?
Нет, струбцина стать КЗ витком не могла. В ина постоянную основу (с теми же результатами) стянул в итоге сердечник двумя винтовыми хомутами для шлангов. Не греется, и ладно. В следующий раз буду умнее - просто намотаю больше витков.
Вообще-то причим, почему транс может гудеть много. Материал сердечника неизвестно какой, почему вы считаете что это именно ШЛ, толщина пластин неизвестна. Иногда трансы начинают гудеть после просто разборки и последующей сборки. Поэтому лучше всё считать с большим запасом, и не 20% а побольше, ведь не в космос собилаетесь лететь.