Форум по обсуждению вопросов легализации Индивидуального радиовещания

Уважаемые коллеги, друзья!
Форум сайта cqf.su "Создай своё радио!" переехал на новую платформу и доступен по ссылке
forum.cqf.su
Надеемся, что наше общение будет более удобным.
Старые сообщения будут доступны здесь для чтения.

Форум по обсуждению вопросов легализации свободного радиовещания » Самодельные радиовещательные передатчики » Самодельные передатчики

Раздел: Самодельные радиовещательные передатчики

Самодельные передатчики

Схемы и настройка

Страницы: «« | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |  »»

От
Сообщение

Ссылка на тему

Armure

15.03.2013
05:16:05

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

А вот тут поискать не пробовали(?):

Страничка не открывается, ругается на отсутствие ресурса - ошибка 404 (или недоступна)

Armure

15.03.2013
05:20:09

Ссылка

Цитировать выделенное

Открывается только через прокси сервер, напрямую опять какой-то робот блокирует. Надо изобрести роботы которые бы блокировали работу тех роботов, которые блокируют работу нормальных сайтов!

Сергей Комаров

15.03.2013
08:34:18

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

А у нас на первом этапе ограничитель модуляции это ручка громкости на пульте или усилке. Как сделать так чтобы определить этот порог? На слух выставить?

Просто быть внимательным и смотреть на схему. Небось тот, кто ее разрабатывал, немного соображает в своем деле. У меня на каждой схеме передатчика есть индикатор уровня ("Зеленый глаз"), который показывает два сигнала (поочереди):
- ток в антенне;
- уровень сигнала модуляции.
Настройте чувствительность индикатора в режиме модуляции так, чтобы лепесточки смыкались бы при 100% сигнале и далее смотрите, чтобы они бы не перехлестывались. Все предусмотрено.

На будущее, когда захотите более высокого качества сигнала и громкой "пробивной" модуляции (как у "Голоса Америки"), соберете и поставите перед модулятором эфирный процессор (многополосный компрессор). Тогда приборчик будет следить автоматически не только за уровнем модуляции, но и за его тембральной окраской и динамическим диапазоном.

Лангуст

15.03.2013
10:15:32

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

когда захотите более высокого качества сигнала и громкой "пробивной" модуляции (как у "Голоса Америки"), соберете и поставите перед модулятором эфирный процессор


Да, у "Голоса Америки" было особое, легко узнаваемое звучание. Такой бы процессор нам в самый раз! К сожалению сейчас его не послушать в эфире - "Голоса Америки" уже несколько лет не существует.
А насчёт собрать самому - не думаю, что это возможно среднему радиолюбителю, ведь тот процессор, насколько я знаю, был разработан специально по заказу "Голоса Америки" и не применялся на других радиостанциях.

Дикий Кот

15.03.2013
15:29:21

Ссылка

Цитировать выделенное

Собрать процессор самому вполне возможно. Мало того - именно этим я сейчас и занимаюсь. Когда будет готов рабочий макет, создам тему, опишу что и как. Кстати, именно из-за этого проекта я почти не занимаюсь модулятором класса D, хотя и очень хочется (ну разве что прикидки на бумаге и некоторые модели на компьютере делаю) - два проекта сразу потянуть почти нереально. Несмотря на имеющийся опыт в цифровой обработке сигналов, приходится немало времени тратить на дальнейшее изучение теории, к тому же далеко не всё что нужно удаётся найти в литературе.

Лангуст

15.03.2013
23:00:17

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

Собрать процессор самому вполне возможно.


Не, ну что-то простенькое собрать, конечно же, можно, особенно когда есть готовая схема и подробное описание.
Я же имел ввиду подобное тому процессору, что был у "Голоса Америки". :)

UA3YMC

15.03.2013
23:52:19

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

На будущее, когда захотите более высокого качества сигнала и громкой "пробивной" модуляции (как у "Голоса Америки"), соберете и поставите перед модулятором эфирный процессор (многополосный компрессор). Тогда приборчик будет следить автоматически не только за уровнем модуляции, но и за его тембральной окраской и динамическим диапазоном.

Я лично использую программу StereoTool версии 6.10 Очень неплохой софтовый компрессор-лимиттер, и еще кучу всего. Такая обработка дает ощутимую прибавку к уровню сигнала и сужает полосу до необходимого уровня.
Знаю, что эту программу использовали на первых порах довольно много коммерческих радиостанций, и вроде успешно.

Цитата:

Собрать процессор самому вполне возможно.

Кому что ближе, мне ближе софт и компьютер.
Самая короткая дорога та, которую знаешь.

Дикий Кот

16.03.2013
02:34:47

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

Я же имел ввиду подобное тому процессору, что был у "Голоса Америки". :)
Современными средствами вполне возможно и не такое. Между прочим, Сергей Комаров некоторое время назад описывал на радиолюбительском форуме характеристики эфирного процессора (именно от них я отталкиваюсь в своей разработке), так никто, оказывается, так и не стал заниматься этой задачей, даже пробовать. А ведь тут широкое поле для творчества, да и голову есть над чем поломать.

Цитата:

Кому что ближе, мне ближе софт и компьютер.
Здесь тоже софт. Только компьютер специализированный. Кстати, схема то простая (во всяком случае для первой версии устройства) - АЦП, DSP, ЦАП, вся фишка в программе. Есть опыт разработки цифровых фильтров или стыка с компом по USB, или разработки GUI? Может быть поучаствуете в проекте?

UA3YMC

16.03.2013
11:48:22

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

Есть опыт разработки цифровых фильтров или стыка с компом по USB, или разработки GUI? Может быть поучаствуете в проекте?

Я вообще системщик (сисадмин) по профессии. Моя основная задача это стыковка разнородного софта, я больше интегратор нежели программист, хотя и имею некоторые навыки программирования. Еще неплохо рисую GUI, но это только я так считаю :)
Поучаствовать можно, но пока не представляю какой от меня будет толк.

Сергей Комаров

16.03.2013
19:02:42

Ссылка

Цитировать выделенное

Для Камертона и всех заинтересованных. Дублирую здесь ТЗ на разработку эфирного процессора. Такой процессор позволит настроить сигнал и также, как у "Голоса Америки" и вообще, как угодно. Аппаратно же он будет предельно прост:

Цитата:

АЦП, DSP, ЦАП, вся фишка в программе


Первая модификация.
Со входа прибора (уровень 0 дБ – 0,775 вольта на входном активном сопротивлении 600 Ом, полоса частот – звуковой сигнал с выхода эфирного пульта, вход балансный, симметричный, разъем XLR) через буферный усилитель (повторитель) сигнал раздается на 7 полосовых колоколообразных (резонансных) фильтров эквалайзера с такими параметрами:

Номер канала
Нижняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
Средняя частота, Гц, по уровню 1,0
Верхняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)

1 48.5 69,6 100
2 100 144 206
3 206 296 425
4 425 611 878
5 878 1260 1810
6 1810 2600 3734
7 3734 5363 7702

Частоты подобраны таким образом, чтобы добротности всех семи фильтров были бы одинаковыми. И чтобы частота перехода между первым и вторым фильтром была бы точно 100 Гц, чтобы частота максимума третьего фильтра была бы в районе 300 Гц, чтобы частота максимума шестого фильтра была бы точно 2,6 КГц, и чтобы частота перехода между шестым и седьмым фильтром была бы 3,7 – 3,8 КГц. Все эти частоты принципиальны для послестудийной психоакустической обработки радиовещательного сигнала.

После полосовых фильтров, в каждом из семи каналов установлены регуляторы уровня сигнала.
Далее, в каждом канале, сигнал поступает на компрессор (потребуется 7 компрессоров), у которого можно регулировать (индивидуально у каждого из семи) время нарастания (время реакции компрессора на пик сигнала), время спада (время восстановления усиления после того, как сигнал уменьшился), степень компрессии (отношение изменений сигнала на входе к изменениям того же сигнала на выходе – от 0 до 20 дБ) и «задержку» - порог начала компрессирования (уровень сигнала до которого компрессия не производится (от 0 до 0,775 Вольта).
После компрессоров установлены регуляторы уровня скомпрессированного сигнала в каждом канале. И затем, через канальные буферные усилители, сигналы всех семи каналов складываются на резистивном сумматоре и подаются на фильтр нижних частот с частотой среза 8 КГц (минус 3 дБ) и максимумом ослабления на частоте 9 КГц, составляющим более минус 70 децибел. Далее, все более высокие частоты должны ослабляться не менее, чем на 68 дБ.
После фильтра нижних частот сигнал поступает на регулятор выходного уровня («мастер») и затем на выходной линейный усилитель, который может обеспечить выходной уровень прибора 0 дБ (0,775 вольта) на сопротивлении нагрузки 20 Ом.
Возможна дополнительная опция прибора, c трансформаторным выходом и развязкой в 1000 вольт для непосредственной работы на длинную кабельную линию. С регулируемым выходным уровнем от 0 дБ (0,775 В) до плюс 22,2 дБ (10 вольт) на нагрузке 20 Ом и с возможностью подключения на выход дополнительного последовательного активного сопротивления 600 Ом и мощностью 2 ватта (два одноваттных резистора по 300 Ом в каждый провод). Разумеется, подключение этого резистора должно производиться механическим переключателем. Выходной мощный трансформаторный линейный усилитель должен быть выполнен на отдельной плате, как самостоятельная встраиваемая конструкция.
И вот еще. Крайне желательно (читай, «обязательно»), чтобы при всех регулировках прибора, установленных в средние положения, его фазовая характеристика в полосе 50 Гц – 8 КГц была бы линейной! Сам понимаешь, коэффициент нелинейных искажений не более 0,25 % и динамический диапазон не менее 68 децибел (отношение максимального уровня сигнала к уровню шума). Выход балансный, симметричный, разъем XLR.

Вот такую хреновину нужно забабахать, сам понимаешь, с микропроцессорным управлением, с возможностью запоминания в энергонезависимой памяти не менее 32-х комбинаций положений всех 29-и регуляторов и с возможностью запоминания пресетов на флешку и установки пресетов с флешки. Ну, не выводить же на переднюю панель 29 ручек регулировки!
Как ты, нверное, уже догадался, - это психоакустический радиовещательный прибор:
«АМ монофонический процессор послестудийной обработки сигнала, в полосе 50 Гц – 8 КГц».
Или по простому – «АМ-процессор».

И вторая модификация.
Соответственно, это будет
«FM стереофонический процессор послестудийной обработки сигнала в полосе 30 Гц – 15 КГц»
или по простому, «FM – процессор».
Соответственно, имеем два совершенно одинаковых канала.
Со входа прибора (уровень 0 дБ – 0,775 вольта на входном активном сопротивлении 600 Ом, полоса частот – звуковой сигнал с выхода эфирного пульта, вход балансный, симметричный, разъем XLR) через буферный усилитель (повторитель) сигнал раздается на 9 полосовых колоколообразных (резонансных) фильтров эквалайзера с такими параметрами:

Номер канала
Нижняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
Средняя частота, Гц, по уровню 1,0
Верхняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)

1 23,5 33,75 48,5
2 48.5 69,6 100
3 100 144 206
4 206 296 425
5 425 611 878
6 878 1260 1810
7 1810 2600 3734
8 3734 5363 7702
9 7702 11062 15888

Частоты подобраны таким образом, чтобы добротности всех девяти фильтров были бы одинаковыми. Фильтры со 2 по 8 полностью аналогичны фильтрам АМ процессора.

После полосовых фильтров, в каждом из девяти каналов установлены регуляторы уровня сигнала.
Эти регуляторы, по умолчанию, должны регулировать одновременно оба канала в стереосигнале, однако, должен быть переключатель, позволяющий настраивать эти регуляторы отдельно для правого и левого каналов. Соответственно, он должен иметь свою позицию в памяти пресетов.
Далее, в каждом канале, сигнал поступает на компрессор (потребуется 18 компрессоров), у которого можно регулировать (индивидуально у каждого из девяти) время нарастания (время реакции компрессора на пик сигнала), время спада (время восстановления усиления после того, как сигнал уменьшился), степень компрессии (отношение изменений сигнала на входе к изменениям того же сигнала на выходе – от 0 до 20 дБ) и «задержку» - порог начала компрессирования (уровень сигнала до которого компрессия не производится (от 0 до 0,775 Вольта).
После компрессоров установлены регуляторы уровня скомпрессированного сигнала в каждом из 9-и каналов (здесь тоже не нужно раздельной регулировки в стереоканалах). И затем, через канальные буферные усилители, сигналы всех девяти частотных каналов складываются на резистивном сумматоре и подаются на фильтр нижних частот с частотой среза 15,0 КГц (минус 3 дБ) и максимумом ослабления на частоте 19 КГц, составляющим более минус 70 децибел. Далее, все более высокие частоты должны ослабляться не менее, чем на 68 дБ.
После фильтра нижних частот сигнал поступает на регулятор выходного уровня («мастер»), который по умолчанию регулирует оба канала в стереосигнале, но должен быть переключатель, позволяющий настраивать эти регуляторы отдельно для правого и левого каналов. Затем, сигнал поступает на выходной линейный усилитель, который может обеспечить выходной уровень прибора 0 дБ (0,775 вольта) на сопротивлении нагрузки 20 Ом.
Возможна дополнительная опция прибора, c трансформаторным выходом и развязкой в 1000 вольт для непосредственной работы на длинную кабельную линию. С регулируемым выходным уровнем от 0 дБ (0,775 В) до плюс 22,2 дБ (10 вольт) на нагрузке 20 Ом и с возможностью подключения на выход дополнительного последовательного активного сопротивления 600 Ом и мощностью 2 ватта (два одноваттных резистора по 300 Ом в каждый провод). Разумеется, подключение этого резистора должно производиться механическим переключателем. Выходной мощный трансформаторный линейный усилитель должен быть выполнен на отдельной плате, как самостоятельная встраиваемая конструкция.
И вот еще. Крайне желательно (читай, «обязательно»), чтобы при всех регулировках прибора, установленных в средние положения, его фазовая характеристика в полосе 30 Гц – 15 КГц была бы линейной! Сам понимаешь, коэффициент нелинейных искажений не более 0,25 % и динамический диапазон не менее 68 децибел (отношение максимального уровня сигнала к уровню шума). Выход балансный, симметричный, разъемы XLR.

Вот такую хреновину нужно забабахать, сам понимаешь, с микропроцессорным управлением, с возможностью запоминания в энергонезависимой памяти не менее 32-х комбинаций положений хреновой кучи регуляторов и переключателей и с возможностью запоминания пресетов на обычную компьютерную внешнюю флешку, и установки пресетов с флешки. Чтобы можно было бы обмениваться пресетами между свободными вещателями или даже, пересылать эти файлы через Интернет.

Ну, как задачка?
Справишься?
Если «да», то мы сможем сделать первый отечественный эфирный процессор и в перспективе заткнуть за пояс фирму Orban!!! И мы действительно положим начало созданию направления Hi-End в любительском радиовещании!
Знаешь, я бы и сам взялся за это! Вот, написал техническое задание и руки уже зачесались и башка начала соображать! Но дело в том, что я профессионально не работаю разработчиком с 1989 года. С тех пор на руководящих должностях. И за это время сильно отстал в знании современной элементной базы. А сейчас очень многое появилось, с чем в те годы я не имел дела.

Готов дать зеленый свет для публикации первой версии такого прибора в журнале «РАДИО». Понимаю, что первая разработка АМ процессора не будет удовлетворять всеем требованиям ТЗ, однако, главное начать и разбудить у народа техническую фантазию в этом направлении.
И еще!
Частенько бывает, что FM процессор формирует сразу КСС (комплексный стереосигнал), который подается на возбудитель передатчика. И в КСС в эфирном процессоре можно замешать еще и RDS или иную дополнительную информацию. Но это так… для кругозора. Давай сделаем сначала обработку звука.

Как видите, приборы преемственны и сейчас насущно необходим первый. Именно с ним очень много работы. Дальнейшее же развитие сделать будет уже совсем просто.

Отредактировано: 16.03.2013 21:51, Сергей Комаров.

Лангуст

16.03.2013
21:24:45

Ссылка

Цитировать выделенное

Сергей Комаров

Как Вы быстро сформулировали ТЗ! :)

По первой модификации - всё отлично!

По второй поделюсь своими мыслями:

1. У меня вызывает сомнение необходимость наличия переключателя позволяющего настраивать регуляторы уровня отдельно для правого и левого каналов. Ведь можно случайно их сдвинуть и потом гадать почему звучит не так как надо. Ну и, на мой взгляд, это же не концертный процессор, где этими регуляторами можно было бы
скомпенсировать разницу в громкости из-за неидеальности помещения.

2. В этой модификации, подразумевающей более высокое качество звука, я думаю трансформаторный выход не просто желателен, а жизненно необходим - мне хорошо знакомо на практике как соединительный кабель даже небольшой длины при отсутствии трансформатора хорошо собирает помехи, в первую очередь фон 50 и 100 Гц.

Сергей Комаров

16.03.2013
21:31:34

Ссылка

Цитировать выделенное

Цитата:

Как Вы быстро сформулировали ТЗ! :)

Текстовый файл с этим ТЗ у меня на компьютере датирован началом мая 2007 года. Я тогда писал его "Егерю" в надежде, что он возьмется за эту задачу.

Цитата:

По второй поделюсь своими мыслями:

До второй мы очень не скоро доберемся. Если вообще доберемся. Сейчас надо 200-метровый диапазон освоить. Поэтому АМ процессор - это первоочередная задача! А от него будем и дальше "плясать".

Отредактировано: 16.03.2013 21:48, Сергей Комаров.

Валера

28.03.2013
16:41:59

Ссылка

Цитировать выделенное

Уважаемые ручастники форума. У меня такой вопрос. Собираю модулятор на 6ж3п, 6н2п, 6с19п-2 в паралель. С анода 6н2п через конденсатор 0,01мк на сетку 6с19п. Проверяю осцилографом сигнал на конденсаторе 0,01мк. 6с19п не подлючаю. Отличный сигнал с хорошей амплитудой. Но на частоте 100гц отрицательная полуволна заметно "тоньше" положительной. С 300гц все хорошо. Что это такое. С уважением, Валера.

Сергей Комаров

28.03.2013
20:25:14

Ссылка

Цитировать выделенное

Э-э-э-э.... А схему можно предъявить?

Валера

28.03.2013
21:54:42

Ссылка

Цитировать выделенное

Сергей Николаевич. На данный момент только в Яндексе: "Схема лампового УНЧ на 10Вт (6ж3п,6н1п,6п14п)" Использую первых два каскада.

Страницы: «« | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |  »»


Этот форум предназначен для предметного обсуждения вопросов легализации Индивидуального радиовещания теми, кто поддерживает эту инициативу, сам был когда-то свободным оператором, еще не забыл свой «свободный позывной», мечтает о том, чтобы стало возможным совершенно легально создавать свои собственные музыкально-разговорные вещательные радиопрограммы и выходить с ними в эфир со своего собственного самодельного вещательного радиопередатчика, а в будущем, душевно пообщаться в прямом эфире со своими коллегами по увлечению за границами вещательных диапазонов* и «покричать на даль», как и в старые добрые времена.

Где купить радиодетали и материалы
для самодельной аппаратуры Индивидуального радиовещания