Для Камертона и всех заинтересованных. Дублирую здесь
ТЗ на разработку эфирного процессора. Такой процессор позволит настроить сигнал и также, как у "Голоса Америки" и вообще, как угодно. Аппаратно же он будет предельно прост:
Цитата:
АЦП, DSP, ЦАП, вся фишка в программе
Первая модификация.Со входа прибора (уровень 0 дБ – 0,775 вольта на входном активном сопротивлении 600 Ом, полоса частот – звуковой сигнал с выхода эфирного пульта, вход балансный, симметричный, разъем XLR) через буферный усилитель (повторитель) сигнал раздается на 7 полосовых колоколообразных (резонансных) фильтров эквалайзера с такими параметрами:
Номер канала
Нижняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
Средняя частота, Гц, по уровню 1,0
Верхняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
1 48.5 69,6 100
2 100 144 206
3 206 296 425
4 425 611 878
5 878 1260 1810
6 1810 2600 3734
7 3734 5363 7702
Частоты подобраны таким образом, чтобы добротности всех семи фильтров были бы одинаковыми. И чтобы частота перехода между первым и вторым фильтром была бы точно 100 Гц, чтобы частота максимума третьего фильтра была бы в районе 300 Гц, чтобы частота максимума шестого фильтра была бы точно 2,6 КГц, и чтобы частота перехода между шестым и седьмым фильтром была бы 3,7 – 3,8 КГц. Все эти частоты принципиальны для послестудийной психоакустической обработки радиовещательного сигнала.
После полосовых фильтров, в каждом из семи каналов установлены регуляторы уровня сигнала.
Далее, в каждом канале, сигнал поступает на компрессор (потребуется 7 компрессоров), у которого можно регулировать (индивидуально у каждого из семи) время нарастания (время реакции компрессора на пик сигнала), время спада (время восстановления усиления после того, как сигнал уменьшился), степень компрессии (отношение изменений сигнала на входе к изменениям того же сигнала на выходе – от 0 до 20 дБ) и «задержку» - порог начала компрессирования (уровень сигнала до которого компрессия не производится (от 0 до 0,775 Вольта).
После компрессоров установлены регуляторы уровня скомпрессированного сигнала в каждом канале. И затем, через канальные буферные усилители, сигналы всех семи каналов складываются на резистивном сумматоре и подаются на фильтр нижних частот с частотой среза 8 КГц (минус 3 дБ) и максимумом ослабления на частоте 9 КГц, составляющим более минус 70 децибел. Далее, все более высокие частоты должны ослабляться не менее, чем на 68 дБ.
После фильтра нижних частот сигнал поступает на регулятор выходного уровня («мастер») и затем на выходной линейный усилитель, который может обеспечить выходной уровень прибора 0 дБ (0,775 вольта) на сопротивлении нагрузки 20 Ом.
Возможна дополнительная опция прибора, c трансформаторным выходом и развязкой в 1000 вольт для непосредственной работы на длинную кабельную линию. С регулируемым выходным уровнем от 0 дБ (0,775 В) до плюс 22,2 дБ (10 вольт) на нагрузке 20 Ом и с возможностью подключения на выход дополнительного последовательного активного сопротивления 600 Ом и мощностью 2 ватта (два одноваттных резистора по 300 Ом в каждый провод). Разумеется, подключение этого резистора должно производиться механическим переключателем. Выходной мощный трансформаторный линейный усилитель должен быть выполнен на отдельной плате, как самостоятельная встраиваемая конструкция.
И вот еще. Крайне желательно (читай, «обязательно»), чтобы при всех регулировках прибора, установленных в средние положения, его фазовая характеристика в полосе 50 Гц – 8 КГц была бы линейной! Сам понимаешь, коэффициент нелинейных искажений не более 0,25 % и динамический диапазон не менее 68 децибел (отношение максимального уровня сигнала к уровню шума). Выход балансный, симметричный, разъем XLR.
Вот такую хреновину нужно забабахать, сам понимаешь, с микропроцессорным управлением, с возможностью запоминания в энергонезависимой памяти не менее 32-х комбинаций положений всех 29-и регуляторов и с возможностью запоминания пресетов на флешку и установки пресетов с флешки. Ну, не выводить же на переднюю панель 29 ручек регулировки!
Как ты, нверное, уже догадался, - это психоакустический радиовещательный прибор:
«АМ монофонический процессор послестудийной обработки сигнала, в полосе 50 Гц – 8 КГц».
Или по простому –
«АМ-процессор».И вторая модификация.Соответственно, это будет
«FM стереофонический процессор послестудийной обработки сигнала в полосе 30 Гц – 15 КГц» или по простому,
«FM – процессор».
Соответственно, имеем два совершенно одинаковых канала.
Со входа прибора (уровень 0 дБ – 0,775 вольта на входном активном сопротивлении 600 Ом, полоса частот – звуковой сигнал с выхода эфирного пульта, вход балансный, симметричный, разъем XLR) через буферный усилитель (повторитель) сигнал раздается на 9 полосовых колоколообразных (резонансных) фильтров эквалайзера с такими параметрами:
Номер канала
Нижняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
Средняя частота, Гц, по уровню 1,0
Верхняя частота, Гц, по уровню 0,5 (минус 6 дБ)
1 23,5 33,75 48,5
2 48.5 69,6 100
3 100 144 206
4 206 296 425
5 425 611 878
6 878 1260 1810
7 1810 2600 3734
8 3734 5363 7702
9 7702 11062 15888
Частоты подобраны таким образом, чтобы добротности всех девяти фильтров были бы одинаковыми. Фильтры со 2 по 8 полностью аналогичны фильтрам АМ процессора.
После полосовых фильтров, в каждом из девяти каналов установлены регуляторы уровня сигнала.
Эти регуляторы, по умолчанию, должны регулировать одновременно оба канала в стереосигнале, однако, должен быть переключатель, позволяющий настраивать эти регуляторы отдельно для правого и левого каналов. Соответственно, он должен иметь свою позицию в памяти пресетов.
Далее, в каждом канале, сигнал поступает на компрессор (потребуется 18 компрессоров), у которого можно регулировать (индивидуально у каждого из девяти) время нарастания (время реакции компрессора на пик сигнала), время спада (время восстановления усиления после того, как сигнал уменьшился), степень компрессии (отношение изменений сигнала на входе к изменениям того же сигнала на выходе – от 0 до 20 дБ) и «задержку» - порог начала компрессирования (уровень сигнала до которого компрессия не производится (от 0 до 0,775 Вольта).
После компрессоров установлены регуляторы уровня скомпрессированного сигнала в каждом из 9-и каналов (здесь тоже не нужно раздельной регулировки в стереоканалах). И затем, через канальные буферные усилители, сигналы всех девяти частотных каналов складываются на резистивном сумматоре и подаются на фильтр нижних частот с частотой среза 15,0 КГц (минус 3 дБ) и максимумом ослабления на частоте 19 КГц, составляющим более минус 70 децибел. Далее, все более высокие частоты должны ослабляться не менее, чем на 68 дБ.
После фильтра нижних частот сигнал поступает на регулятор выходного уровня («мастер»), который по умолчанию регулирует оба канала в стереосигнале, но должен быть переключатель, позволяющий настраивать эти регуляторы отдельно для правого и левого каналов. Затем, сигнал поступает на выходной линейный усилитель, который может обеспечить выходной уровень прибора 0 дБ (0,775 вольта) на сопротивлении нагрузки 20 Ом.
Возможна дополнительная опция прибора, c трансформаторным выходом и развязкой в 1000 вольт для непосредственной работы на длинную кабельную линию. С регулируемым выходным уровнем от 0 дБ (0,775 В) до плюс 22,2 дБ (10 вольт) на нагрузке 20 Ом и с возможностью подключения на выход дополнительного последовательного активного сопротивления 600 Ом и мощностью 2 ватта (два одноваттных резистора по 300 Ом в каждый провод). Разумеется, подключение этого резистора должно производиться механическим переключателем. Выходной мощный трансформаторный линейный усилитель должен быть выполнен на отдельной плате, как самостоятельная встраиваемая конструкция.
И вот еще. Крайне желательно (читай, «обязательно»), чтобы при всех регулировках прибора, установленных в средние положения, его фазовая характеристика в полосе 30 Гц – 15 КГц была бы линейной! Сам понимаешь, коэффициент нелинейных искажений не более 0,25 % и динамический диапазон не менее 68 децибел (отношение максимального уровня сигнала к уровню шума). Выход балансный, симметричный, разъемы XLR.
Вот такую хреновину нужно забабахать, сам понимаешь, с микропроцессорным управлением, с возможностью запоминания в энергонезависимой памяти не менее 32-х комбинаций положений хреновой кучи регуляторов и переключателей и с возможностью запоминания пресетов на обычную компьютерную внешнюю флешку, и установки пресетов с флешки. Чтобы можно было бы обмениваться пресетами между свободными вещателями или даже, пересылать эти файлы через Интернет.
Ну, как задачка?
Справишься?
Если «да», то мы сможем сделать первый отечественный эфирный процессор и в перспективе заткнуть за пояс фирму Orban!!! И мы действительно положим начало созданию направления Hi-End в любительском радиовещании!
Знаешь, я бы и сам взялся за это! Вот, написал техническое задание и руки уже зачесались и башка начала соображать! Но дело в том, что я профессионально не работаю разработчиком с 1989 года. С тех пор на руководящих должностях. И за это время сильно отстал в знании современной элементной базы. А сейчас очень многое появилось, с чем в те годы я не имел дела.
Готов дать зеленый свет для публикации первой версии такого прибора в журнале «РАДИО». Понимаю, что первая разработка АМ процессора не будет удовлетворять всеем требованиям ТЗ, однако, главное начать и разбудить у народа техническую фантазию в этом направлении.
И еще!
Частенько бывает, что FM процессор формирует сразу КСС (комплексный стереосигнал), который подается на возбудитель передатчика. И в КСС в эфирном процессоре можно замешать еще и RDS или иную дополнительную информацию. Но это так… для кругозора. Давай сделаем сначала обработку звука.
Как видите, приборы преемственны и сейчас насущно необходим первый. Именно с ним очень много работы. Дальнейшее же развитие сделать будет уже совсем просто.