Форум: «Любимые лампы»
Раздел: Обсудить технические вопросы и пообщаться
Тема: Двухтактный УНЧ на 6П45С в режиме АВ1
Возможности комбинации входов оконечного каскада
Страницы: «« | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | »»
От |
|
||
Андреев Кирилл 24.09.2012 |
|||
P.P.S. Эк мы друг другу вдогонку пишем. Почта моя доступна, если по имени мышкой щёлкнуть. Если не работает - AndreevKAchem бывает кусачим yandex.ru |
|||
Горобец 24.09.2012 |
|||
Лучше поздно чем никогда. И лучше когда вовремя. Потихоньку проникаюсь с Вашей помощью. Но адрес Ваш я так и не раскодировал. |
|||
Андреев Кирилл 24.09.2012 |
|||
AndreevKAchem@yandex.ru - работает? |
|||
Горобец 24.09.2012 |
|||
Разобрался кое-как. фотки отправил |
|||
Горобец 25.09.2012 |
|||
Снова всем - здорОво. С самого ранья сегодня вплотную занимался подгонкой режимов макета усилителя. Все рекомендации "от Кирилла" - выполнил. И между прочим, точно подогнал напряжения на катодах "сорокопяток" намотав вручную резисторы (разобрав проволочный переменник). Выставил по 0,7вольт - при одном сопротивлени - 4,7Ом, а другом - 5,1Ом. А то что там было "8 вольт" это я загнул давеча: не на той шкале посмотрел. Так что Кирилл тут снова оказался прав: не могло такого быть. И не было. Гонял макет три часа на достаточно большой громкости (около 30ватт), и для этого даже из дома привез одну большую акустику (KEF-reference 203). Ничего: усилитель тащит нормально. Слушал, слушал... вот чую что-то где-то не то: самый верхний регистр и нижний средний поджаты и все. Так-то звук уже выше бюджетного, но... уж делать, так делать гораздо лучший. А иначе - чО время тратить... Думать никогда не вредно, и вот результат: вдруг вспомнил, как я когда-то делал мощный блок питания для транзисторного уся на гитару, и там причина в скудном звуке была в дросселях. Ну чем черт не шутит, хоть я те что поставил от "Амура" и сам себе расхвалил давеча. Полез разбираться. Интуиция великая вещь! Точно эти "гады" "крашеные"!! Дросселя-то "амурские", оказались из алюминия! А по виду как медные. Вот я и купился их мощным видом. И что вы думаете?? Нашел мощный настоящий дроссель (два даже): один поставил на анодное входной лампы (6922), а другой на анодное выходных (6П45С). ...Заиграло, мама моя дорогая! - открылись гипер-верха (пошла генерация "тяжелых" тарелок!), колотушка "котла" забила как надо, и главное - "мясо" на басах полезло! Вот так! Может, я в теории и профан, но уши-то у меня точно заточены как надо. А вот трансы слегка нагрелись... не сильно так, но... это ж на одном блоке... а если их будет - два?.. И хватит ли мощностей ТС-250 на анодное четырех ламп 6П45С, а ТС-180 на анодное двух 6Н23П и раздельные накалы этих и выходных ламп - не знаю... |
|||
Андреев Кирилл 25.09.2012 |
|||
Трансы у вас от бытовой аппаратуры, так что так и будут тёпленькие, их рассчитывали экономно по меди. Алюминиевые дроссели не есть хорошо, конечно. А напишите, как эти ваши дроссели выглядят, и что на них написано, кстати. Фото я ваши посмотрел. Что могу сказать... Не ленитесь, просверлите все дыры, какие понадобится, и смонтируйте хорошенько блок питания. БП это та вещь, которая (в идеале) не должна создавать геморроя. Потому что по какой-то таинственной психологической причине при появлении какой-то лажи в него лезешь в последнюю очередь, а он, зараза, оказывается виновником чаще всего. Разместите трансформаторы горизонтально рядышком, выпрямитель поставьте на отдельную стоечку, рядышком с ним первый конденсатор и дроссели. Вообще в конструкции должен быть какой-то понятный и логичный порядок, а то сами запутаетесь, не тем не туда влезете, а там уж или сожжёте что, или, не дай Бог, вообще музыку слушать не придётся... БП накройте кожухом обязательно с вентиляцией. Раз уж хотите делать его в трёх ящиках - БП и два канала, второй конденсатор фильтра, то что после дросселя, лучше поставить в корпусе усилителя, и параллельно ему припаять небольшой конденсатор КСО на 500 В ёмкостью от 0,01 мкФ до 1000 пФ (такой квадратненький, коричневый, на шоколадку похож). Или КБГ. Этот конденсатор ставится для улучшения воспроизведения высоких частот. Ещё обязательно - электролитические конденсаторы, чтоб не повзрывались, ставьте как можно дальше от выходных ламп!!! Они греться могут как черти, 300 С на баллоне - допустимый режим, а электролитикам 80 градусов уже смерть, причём с фейерверком, разрывом и увлекательным отмыванием всего вокруг от электролита. Засуньте их лучше под шасси горизонтально. Вообще лучше близко к лампам ничего не ставить. В основном, насколько я вижу, монтаж у вас и на макетке нормальный, переносите его смело на основную панель. Руки тоже вроде у вас умелые, со слесарными работами справитесь. Сейчас обычно делают усилители просто - металлическая панель как крышка деревянной коробки, лампы и трансформаторы сверху, остальное в подвале под панелью. Разумеется, никаких висячих концов быть не должно, все детали закрепляются либо на панельках ламп, либо на монтажных гребёнках, из оргстекла, например. Вы вообще с навесным монтажем знакомы? Если не очень, почитайте снова книжечку ту, там есть советы в гл. 15-16. Поскольку у вас на колпаки подведено высокое напряжение, не только трансформаторы, но и лампы прикройте сетчатыми кожухами. Также лампы буду благодарны, если на каждую пару поставить на кожух небольшой вентилятор компьютерный - кулер северного моста или видеокарты, например, и пусть обдувает. |
|||
Горобец 26.09.2012 |
|||
Привет всем, и отдельно - Кирилл. Дросселя оказались безымянные: по-моему они с какой-то фотолаборатории (батя мой в 50-х годах был спецкорром). Как средние выходные трансы по размеру. Провод мощный. Железа много. Индуктивность мой мультик не взял: значит не такая маленькая. Но их всего два, а мне надо будет - четыре. Так что придется искать что-то не хуже (а может и мотать самому, благо железа разного полно). Сегодня начну переносить макет на станционар. Спасибо, Кирилл, за рекомендации - все это я учту. Но еще вопрос остался по этой схеме: - почему анодное питание "сорокопяток" идет напрямую с транса через кондеры (и дроссель) а не через - обмотка-выпрямительный мостик? Я поставил мост: так ведь всегда делается, если не кенотрон. А тут - нету. Может потому что анодное питание идет через выходной трансформатор? И получается, что обмотка этого транса еще и сама как дроссель?? Поясните, пожалуйста. А то, может, я этим мостом сделал только хуже (хотя фона-то нет). Спасибо. |
|||
Андреев Кирилл 26.09.2012 |
|||
По анодному питанию. Здесь одновременно используется две схемы. Попробую объяснить. На всякий случай: что скрывается за упрощённым обозначением диодного моста. Это две параллельные цепочки каждая из двух последовательно включенных вентилей. Переменное напряжение подаётся в те точки, где они соединены катод к аноду, минус снимается с точки соединения анодов, плюс с точки соединения катодов. При использовании мостового выпрямителя (неважно, из чего собран сам мост - из полупроводниковых диодов, селеновых шайб или кенотронов) он подключается ко всей обмотке трансформатора и выдаёт выпрямленное напряжение порядка напряжения этой обмотки. Ток течёт следующим образом - конец обмотки, вентиль, нагрузка, вентиль, другой конец обмотки. Поскольку в мостовых схемах ток всегда проходит через два вентиля, на кенотронах эти схемы неэкономичны по накалу - надо иметь мощность накала кенотрона примерно вдвое больше мощности накала всех используемых ламп, и оказывается выгоднее применить двуплечий выпрямитель, в нём ток течёт в каждый момент времени лишь через один вентиль, и накала надо вдвое меньше. Но и на полупроводниковых диодах его тоже делают из-за простоты, особенно если трансформатор выбран с запасом по току. Для такого выпрямителя обмотка трансформатора выполняется на удвоенное напряжение со средней точкой. Вентильные элементы включаются между свободными концами, и если их включить анодами в обмотку, а катоды соединить и между ними и средней точкой подключить нагрузку, на средней точке будет отрицательный полюс, а на катодах положительный. Ток течёт так: одни из концов обмотки, вентиль, нагрузка, средняя точка обмотки. Вот это две классические привычные схемы. Но ведь двуплечий выпрямитель можно сделать и наоборот! К концам обмотки подключить катоды вентилей, соединить вместе аноды, на них будет минус питания, а в средней точке плюс. А у вас получается гибрид. Почему? Потому что надо оконечный каскад питать вдвое меньшим напряжением, чем предварительные. Поэтому взята обмотка со средней точкой, к концам её подключен мост - мост питается таким образом полным напряжением обмотки и примерно его же выдаёт как выпрямленное. А выходные лампы подключены к двуплечему выпрямителю с плюсом на средней точке обмотки трансформатора, просто использованы не отдельные диоды, а половинка того же самого моста. То есть, если в привычной вам схеме и выпрямительный элемент, и фильтровый дроссель включены последовательно в плюсовую цепь, то здесь дроссель остался на в ней, а выпрямительный элемент переместился в минусовую цепь. Но это же абсолютно неважно. Вот так работает выпрямитель отсюда http://radiostation.ru/home/images_forum/tntv4.gif. |
|||
Горобец 28.09.2012 |
|||
Спасибо, Кирилл. Ну я так и предположил что мостовой выпрямитель используется один. Так что если я поставил раздельные, то этим как - "кашу маслом не испортишь". Пока макет не разобрал: уперся в силовой трансформатор. Моя связка - ТС-250 и ТС-180 все-таки не идеальный вариант. Думаю, что два моно-блока вряд-ли потянут (на одном-то греются). А потому нашел в своей кладовочке ТСА-270-1А. Чудная вещь в смысле нужных напряжений. Все есть как надо. НО. Этот транс не справился со ЗВУКОМ. Он его "упростил", и как-бы - "сплющил". Яркость звука - ушла. Вот тебе и алюминий! Полная - хрень. А казалось бы - чего? - ну напруга она напруга и есть: по току подходит, по напряжению... а вот и нет: звука, то бишь. Да и греется железо в алюминевом, не в пример "медного" транса. Так что пока в макетке не добьюсь того ЗВУКА что мне нужен - переносить на станционар не стану. |
|||
Андреев Кирилл 28.09.2012 |
|||
Не надо алюминиевые ни трансформаторы, ни дроссели пользовать, это от бедности, а за грош и музыка копеечная. Есть такая вещь как переходная характеристика - подаём на усилитель прямоугольный импульс и смотрим, насколько он ему завалил фронт и спад. Если значительно, то на звуковом сигнале пропадёт не только яркость и острота атаки (кажется, это так у музыкантов называется), но и разборчивость - к примеру на записях Apocalyptica я на транзисторном бытовом "Вега" слышу будто одну виолончель, на Комаровском на 6Ф5П - три, на своём на 6П3С все четыре. Зависит переходная характеристика, в частности, от того, насколько охотно источник питания готов "с ходу" выдать импульс тока, не просев по напряжению. Для этого трансформатор должен обладать "жёсткой" характеристикой, в его обмотках должно быть много витков. Алюминиевый транс намотан с экономией (иначе его обмотки, выполненные более толстым проводом, чем медный, просто не влезут в окно сердечника), а чем меньше витков, тем мягче трансформатор. При этом у экономного транса греется сердечник, как вы и подтверждаете. Далее - по анодному питании ваш стерео будет потреблять 4х0,15 А при 200 В=180 Вт плюс миллиампер 10 при 400В на предоконечные=8 Вт, плюс накал 4х2,5А+2х0,6А при 6,3 В=71 Вт всего 260 Вт. То есть вам надо иметь две обмотки по 200 В примерно 0,5 А и накала 12 А. С Тс-250 и ТС-180 вместе наберёте. |
|||
Горобец 28.09.2012 |
|||
Да ужжж... уши-то ничем не обмануть... Спасибо множественный раз - Кирилл, но вот сегодня полдня гонял моноблок на станционарной акустике, и - не знаю...: температурка ТС-250 (на котором сидят аноды выходного каскада, и смещение -40вольт ) градусов 40-45... выше вроде уже не поднимается, НО - если подцепить второй блок, то выдержит ли?? Или уж второй такой же блок питания "вмандрячить"? |
|||
Андреев Кирилл 28.09.2012 |
|||
Мда, это уже плоховато, второго такого же он долго не вытерпит. И опять же от перегрузки характеристика мягчится. Сделайте, что ли, 2хТС-250 + ТС-180, если масса не пугает. Да хороших массогабаритных показателей от ламп ждать и не надо. Стоит у меня трансляционный ТУ-50 - 50 Вт мощность, 25 кг масса. |
|||
Горобец 28.09.2012 |
|||
Еще завтра посмотрю у мужа своей тетки - старого "барахольщика" что ничего не выбрасывает. Если не найду ТС-270 - медного, то буду ставить на каждый канал, свой блок питания (благо что и ТС-250, и ТС-180 еще по одному - есть). Фиг с ними - габаритами. Засуну куда-нибудь. А Ваш ТУ-50 - помню... как же... начинал с такого играть аж в 1968году!, пацаном совсем... потом были и ТУ-100... и ЛОМО... и Fender... Beag... Regent... да много чего перебывало! Мощный звук - большой вес... уж такая аксиома... |
|||
ignhim 28.09.2012 |
|||
Да уж, на весе лучше не экономить. У меня на питание анодов 6п45с стоит 400-Ваттный ТА-281. В жаркую погоду (+30) от ощутимо греется. А полный двухканальный усилитель весит 35кг. |
|||
Горобец 29.09.2012 |
|||
Привет всем! Нашел у родственника мощный силовик (анодный??). Марка ХЖ4 703.-12.СП. Что за зверь такой, не знаю. Но обмотки все как у ТАНа с отводами (вся маркировка имеется). Сетевая 220. Вторичка 300вольт, 320, 330. Потом идет 140вольт, 150, 160. Затем 35вольт, 37, 40, И, наконец - 6,8вольт. Вот только не знаю какие там токи. Но по виду ватт 500, не меньше. Может, кто встречал такую диковину? Муж тетки сказал что эти трансы вроде с авиационной промышленности. |
|||